Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация социальной интеграции детей с расстройствами аутистического спектра «Признание»

Инклюзивное образование ЂЂЂ система, обеспечивающая обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных (массовых) школах. Подразумевает создание необходимых для особых детей условий: специальное оборудование, адаптированный учебный план, сопровождение ребенка в школе.

 

 

 

Мировой опыт показал, что

инклюзивное образование ЂЂЂ лучший

способ обучения детей с расстройствами

аутистического спектра. Наши дети ЂЂЂ очень

разные, среди них встречаются по-настоящему

талантливые, одаренные способностями к математике, музыке, рисованию. Способности других выражены не так отчетливо, но у них есть интересы и увлечения, которые они могут и готовы развивать. Есть дети, интеллект которых тесты оценивают ниже среднего уровня. Но всех их объединяет одно ЂЂЂ трудности в общении и адаптации в окружающем мире.

Аутичные дети испытывают сложности в понимании социальных правил и норм, им сложно вести диалог. В большинстве своем, обладая чрезвычайно чувствительным сенсорным восприятием, они часто испытывают тревогу, даже боль в самых обычных для нас ситуациях: шум в метро, запах асфальта, звук льющейся воды. Попадая в общество незнакомых людей, аутичные дети обычно стремятся отгородиться от чужих голосов, эмоций, речи. По признанию взрослых аутистов, этот мир «слишком быстрый» для них.

Поэтому метод инклюзивного образования, основанный на создании благоприятных условий для постепенного вхождения ребенка в школьную жизнь, а также применение эффективных методик обучения, учитывающих индивидуальные особенности, может помочь детям с расстройствами аутистического спектра не только получить академические знания, но и значительно улучшить коммуникационные навыки, продвинуться в социальном развитии.

 

 

 

 

 

 

Итак, что из себя представляет модель инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра?

Это, прежде всего, организация ресурсного класса, места, где дети могут заниматься по индивидуальной программе, делать перерывы в зависимости от своего морального и физического состояния, получают возможность уединиться и обособиться от динамичной, шумной школьной жизни.

В ресурсном классе работает учитель. Он разрабатывает индивидуальные образовательные программы, использует методы формирования социальных навыков и поведения, координирует работу тьюторов (помощников).

Каждого ребенка в школе сопровождает квалифицированный помощник, специалист ЂЂЂ педагог или дефектолог. Его задача стать проводником аутичного ребенка в школьную жизнь, помочь наладить взаимоотношения с учителями и сверстниками и помочь окружающим принять и научиться общаться с особым ребенком.

Задача взрослых ЂЂЂ постепенно, шаг за шагом ввести ребенка в обычный класс. Начиная буквально с минуты, дети вместе с педагогами добиваются замечательных результатов: работают на уроке, пишут контрольные работы, отвечают у доски.

 

Метод инклюзивного образования успешно внедрен в Москве АНО «Центр проблем аутизма» на базе ГБОУ ЂЂЂ 1465 им. Адмирала Н.Г. Кузнецова. http://www.aif.ru/society/people/1070238 Организаторы проекта отмечают: ЂЂЂПохоже на чудо, но в процесс инклюзии включилась вся школа. Одноклассники улыбаются, опекают, предлагают помощь, не обращают внимания на «отклонения» в поведении детей с аутизмом на урокеЂЂЂ. Проект поддержали и родители обычных классов, поскольку данная модель инклюзии обеспечивает нормальный учебный процесс. Как только особый ребенок начинает мешать, тьютор  (помощник) уводит его в ресурсный класс, и он продолжает заниматься индивидуально.

Очень важно наблюдение школьного учителя: «Окружающий мир» даёт им уверенность в себе: одноклассники слушают и понимают, что эти дети в некоторых вещах их здорово обгоняют. И ещё ЂЂЂ люди с аутизмом учат нас доброте. Когда они с такой искренней улыбкой заходят в класс, всё меняется».

Обучение в массовой школе имеет необыкновенную ценность для детей с расстройствами аутистического спектра. Это их первый и важный шаг к получению образования, специальности, подготовке ко взрослой самостоятельной жизни.

 

С любовью и признательностью,

 

Оксана Кузнецова

Наталья Комиссарова

Марина Волкова

 

 

 

Из принципов инклюзивного образования:

- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

- Каждый человек способен чувствовать и думать.

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

- Все люди нуждаются друг в друге.

- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

 

Если у вас возникли вопросы, мы будем рады на них ответить

Email: accept.spb@mail.ru

 

 

 2015, Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация социальной интеграции детей с расстройствами аутистического спектра «Признание»